А... Б... В... Г... Д... Е... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА МОНЕТЕ(нем. Münzbild), рисунок на монете, определяющий ее тип. Отражая обществ. устройство и худ. уровень, И.н.м., характер к-рого всегда определяется мон. сеньором - владельцем монетной регалии или гос-вом, позволяет в основном определить время и место чеканки. На греческих монетах, имевших вначале только одно изображение, встречаются животные, растения и др. символы чеканившего монеты города-полиса, к-рые в нумизматической литературе часто неправильно называют гербом. С появлением системы двух изображений эти символы городов помещаются на о.с, л.с. предоставляется богам и мифологическим сценам. Портрет правителя, впервые появившийся на монетах перс. царей (см. Дарик), становится типичным изображением только в эпоху эллинизма, после смерти Александра Македонского (323 до н. э.). В Др. Греции, в период между 450 и 400 до н. э. (классич. эпоха), искусство чеканки достигло своего расцвета. Самые ранние монеты Римской республики (см. Римские монеты) продолжили традицию греческих монет с мифологическими сюжетами. Новшеством стало введенное Римом обозначение номинала соответствующим изображением божества. С сер. 2 в. до н. э. монетные чиновники стали отдавать предпочтение изображениям, прославлявшим историю и деяния их семей. Так возник тип исторических монет, получивших в Др. Риме большое распространение и значение. На монетах Римской империи на л.с. встречаются почти исключительно портреты правителей или членов их семей, на о.с. - изображения различных исторических событий, богов и персонификаций. И.н.м. служили одновременно средством политической пропаганды для прославления Римской империи. На византийских монетах продолжал преобладать портрет правителя наряду с религиозными сюжетами. Др.-германские племена использовали для своих монет изображения на позднеримских и византийских монетах, гл. обр. портрет имп. (в Константинополе) и изображение Виктории (см. Ника) и креста. Существ. отличительными признаками каролингских денариев были крест в круговой легенде, надпись в 1 или 2 строки или монограмма. При имп. саксонской и франконской династий на монетах снова появились изображения (типизир. головы или погрудные изображения правителей и св., светские и сакральные здания, виды городов). В эпоху Гогенштауфенов (12 - 13 вв.) искусство чеканки монет-брактеатов достигло очень высокого уровня. Элементы готического стиля стали характерной особенностью появившихся в к. 13 в. грошенов и золотых монет (см. Нобль, Пражский грош, Шездор). В эпоху Возрождения И.н.м. претерпело принцип. изменения. Преобладающим стал реалистич. портрет правителя наряду с его гербом, гл. обр. на крупных серебряных монетах. В эпоху барокко эти осн. типы изображений получили особо пышное оформление (монета стала средством репрезентации абсолютной власти). На монетах нового времени изображается, как правило, эмблема государства и номинал (иногда в венке). Изображения на памятных монетах (портреты выдающихся деятелей, сцены исторических и совр. событий) отражают повод чеканки. |