[ Нумизматический словарь ] [ Интересно знать, что... ]

А... Б... В... Г... Д... Е... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

МЕДАЛЬ

          (итал. medaglia от лат. metallum - металл, франц. medaille, нем. Medaille, англ. medal), монетообразный памятный знак, обычно из металла, с изображениями и соответствующими поводу чеканки надписями; служат также почетными знаками и знаками, вручаемыми за заслуги. По форме М. обычно круглые или овальные (четырех- и многогранные называют плакетками). По способу изготовления различают литые, чеканенные (вручную и механическим способом), гравированные М. Если изготовленная самим мастером модель медали (из воска, дерева, камня или др. материала) дает при литье только ограничен. число слепков (см. Литая медаль), то почти полностью вытеснившая литье техника чеканки, возникшая в 16 в., позволяла изготавливать значительно большее число экз. Медальные штемпеля сначала изготавливались самим мастером - автором медали, позже - медальерами-профессионалами по готовым моделям. Предшественниками М. считаются античные медальоны и конторниаты. М. нового времени - творения эпохи Возрождения (см. Ренессансная медаль); история этого жанра начинается с М., созданной Антонио Пизано в 1438 в честь византийского императора Иоанна VIII Палеолога. Заказчиками портретных медалей выступали правители, патриции и представители бюргерства. Из Италии М. проникла в искусство др. европейских стран. К самым значительным авторам немецких ренессансных медалей относятся Х. Шварц, Ф. Хагенауер, М. Гебель. Гл. центрами немецкого медальерного искусства были гг. Аугсбург и Нюрнберг. Наряду с портретными медалями все большую популярность приобретали М. в память об исторических или к.-л. др. примечательных событиях. Господствовавшим в эпоху Возрождения вкусам отвечали также медали с религиозной, мифологической и аллегорической тематикой и медали-персоналии. В эпоху барокко М. служили гл. обр. целям прославления абсолютистского строя; характерны мн. частично выполненные в маньеристском стиле серии М., служившие прославлению правителей и правящих династий (см. Histoire metallique). С развитием в 19 в. техники чеканки М. стали чеканить в больших кол-вах и с самой разнообразной тематикой. Тем не менее сохранялась преемственность в создании высокохудожественных медалей. К самым крупным медальерам 19 в. относятся А. Бови, А.-Ф. Брандт, Майер, Б. Пиструччи, Л.-О. Роти, Таутенхайн, Ж.-К. Шаплен. Ко 2-й пол. 19 в. относится создание первых медалей рабочего движения, сохранение и научное изучение которых является важной задачей историков культуры. В наст. вр. в разл. странах наблюдается стремление использовать при создании М. новые, совр. решения. Международная федерация медальерного искусства оказывает поддержку создателям совр. М., организуя конгрессы и выставки. М., созданные на протяжении 4 1/2 столетия, содержали огромное кол-во информации об отд. личностях и учреждениях, датах и фактах. Они наглядно свидетельствуют о смене худ. стилей с эпохи Возрождения. См. Историческая медаль, Медаль на заключение мира, Наградная медаль, Рудничная медаль, Фарфоровая медаль и др. статьи.

(Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993)

(c) Словарь нумизмата