[ Нумизматический словарь ] [ Интересно знать, что... ]

А... Б... В... Г... Д... Е... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

НАДПИСИ НА МОНЕТАХ

          нумизматическая палеография (нем. Schrift auf Münzen), часть изображения на монете, состоящая из буквенных и др. знаков (см. Легенда). На античных монетах преобладают буквы греческого алфавита (с обозначением гласных и написанием текста сначала справа налево), возникшего на основе финикийского (без обозначения гласных и написанием текста справа налево), а также латинского алфавита, развившегося из зап.-греч. После греч. и лат. яз. в надписях античных монет чаще всего встречается финикийский (Киликия, Финикия, отд. обл. Палестины и Сирии, Аравия, Месопотамия). Пунич. шрифт, также возникший из финикийского и обнаруживающий тенденцию к курсивным формам, использовали карфагеняне для круговых легенд на своих монетах (Карфаген был уже в 7 в. до н. э. самым крупным торговым центром среди финикийских колоний на сев. побережье Африки). Монеты Индии имели надписи др.-евр. шрифтом. Восходящий к арамейскому др.-евр. квадратный шрифт на античных монетах не встречается. В позднеегипетский (эллинистическо-христ.) период возникло коптское письмо, конечный результат развития иероглифич. письма (предка всех европ. алфавитов). Интерес для нумизматов представляют, кроме того, др. италийские алфавиты, вытесненные лат. (этрусский, умбрский, оскский), многочисленные алфавиты, применяемые в вост. Средиземноморье (кипрский, памфилийский, лидийский, ликийский), а также кельтиберийское письмо (см. Кельтские монеты). Др. греческие монеты не имеют надписей (см. Немая монета). Надписи на монетах архаич. Греции, как правило, называют г. (полис) его первой буквой, позже в сокр. форме; в классический период наряду с теперь уже часто написанными полностью названиями городов встречаются поясняющие изображение надписи (см. Пояснительная надпись), а также имена или монограммы монетных чиновников и мастеров (резчиков монетных штемпелей). До 4 в. до н. э. Н. на м. служили в первую очередь для заполнения поля монеты или композиц. элементом изображения. После смерти Александра Македонского (323 до н. э.) портретное изображение и имя правителя, а также буквы с числовым значением приобретают все большее значение для обозначения времени правления; при этом особое внимание уделяется декоративности надписи, тщательному выбору места для нее. Надписи на римских монетах состояли из букв капитального письма (нем. Kapitale, Majuskelschrift) - декорат. и монумент. рим. шрифта. Уже на литых прямоугольных бронзовых слитках (см. Aes signatum) встречается надпись «ROMANOM» (более др. форма род. пад., позже - «ROMANORUM»). На рим. aes grave буквы «I» и «L» служили для обозначения стоимости (асс и семисс). На др. римских серебряных монетах появляются надписи «ROMANO» или «ROMA». На более поздних монетах Римской республики, но гл. обр. Римской империи имеются, как правило, подробные легенды, комментирующие помещенный на л.с. портрет правителя (имя, титулы, должности, власть). С нач. 5 в. н. э. началось развитие латинского капитального письма в шрифт с округлыми строчными буквами - унциал (нем. Unzialschrift). В надписях на византийских монетах встречаются сначала буквы латинского капитального шрифта, затем лат. и греч., а с 8 в. только греческие прописные буквы. Германские правители переняли для своих монет капитальное письмо, в к-рое вскоре стали вставлять строчные буквы (напр., округлое Е), а отдельные буквы на нек-рых монетах изображались лежащими (напр., S и L). С 6 в. латинский шрифт в странах Зап. и Центр. Европы принял чрезвычайно разнообразные формы: угловатые буквы получали округлые формы, круглые превращались в угловатые, прямые линии букв заменялись клиновидными и снабжались соединительными линиями. С сохранением подобных изменений латинское капитальное письмо использовалось для Н. на м. вплоть до сер. 12 в. Затем в течение неск. вв. пользовались заглавными буквами готического шрифта (нем. gotische Majuskel), к-рые имели закругленные формы (примеры: золотой экю и серебр. денье французского короля Людовика IX; салюдор неаполитанского короля Карла I Анжуйского; пражский грош; мейсенско-саксонский грошен). Со 2-й пол. 14 в. встречаются одиночные Н. на м. строчными готическими буквами (нем. gotische Minuskel), напр. на пражских флоринах чешского короля Вацлава IV, на маленьких герлицких пфеннигах. В эпоху Возрождения произошел возврат к строгой лат. капители (получившей название «антиква»), к-рую до наст. вр. используют для Н. на м. во мн. странах мира. Своеобразным типом немецкого ренессансного шрифта является развившаяся из готического письма фрактура; ее легко узнать по изогнутым в виде хобота приставкам к буквам «A», «B», «F», «J», «M», «N», «P», «R», «T», «V» и «W». Этот шрифт встречается только на неск. монетах (напр., на чеканенном в 1638 талере Фридриха V Брауншвайг-Люнебургского), а чаще на медалях. (Др. славянский шрифт - созданный Кириллом в 855 по образцу греческих прописных букв алфавит из 40 букв - был в 10 в. заменен кириллицей, созданной по образцу греческих строчных букв 9 - 10 вв. Кириллица встречается на монетах периода Второго Болгарского царства (1185 - 1396). При Петре I (1689 - 1725) русский шрифт был значительно изменен, получив название «гражданка» (гражданское письмо). В 1917 кириллица - состав алфавита - была упрощена и в этом виде встречается на всех сов. монетах и с небольшими отклонениями также на монетах Болгарии и Югославии. Все шрифты, встречающиеся на араб., перс. и индийских монетах, восходят к др. северосемитской письменности. В раннеисламский период (7 - 11 вв.) использовалось названное по имени г. Куфа куфическое письмо, монумент. шрифт с угловатыми буквами, вариант арабского письма; оно встречается и на монетах арабских правителей (др. куфическая монета относится к 641). На монетах стран Вост. Азии большую роль играют национальные шрифты - кит., япон., кор. и монт. Существующее св. 4000 лет китайское письмо развилось из чистого иероглифич. частично в шрифт, в к-ром графический знак обозначает слово или понятие (всего знаков ок. 40 000). Совр. япон. письмо - это сочетание китайских знаков и 2 шрифтов кана (насчитывающие 50 звуков слоговые шрифты хирагана и катакана). Корейское письмо, в основе к-рого также лежит кит., в 15 в. превратилось в буквенное письмо (с обозначением согласных и гласных). В нач. 14 в. возник монгольский алфавит, со временем значительно упростившийся, а после 1941 (официально в 1950) замененный русским алфавитом с дополнительными знаками. См. Двуязычная монета, Монета с нечитаемой надписью, Обратная надпись, Палеография, Руническая монета.

(Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993)
Онлайн домен. Online домен biz7.info.

(c) Словарь нумизмата